Аутизм: дети дождя
Их нередко называют маленькими инопланетянами – настолько эти дети непохожи на своих обычных, «нормальных» сверстников. Они отказываются общаться с окружающим миром привычными для нас способами – потому что видят его иначе, чем мы. Они могут быть очень разными: одни способны без видимого смысла часами крутить колечко от пирамидки, другие реагируют криком и агрессией на любую попытку установить с ними контакт, третьи не умолкая разглагольствуют на одну и ту же интересующую их тему – целыми днями говорят одно и то же, доводя родителей до исступления. Объединяет этих детей диагноз: аутизм .
Что это такое?
Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то и слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом- часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие признанные гении были весьма странными, «аутичными» личностями. Такое представление формируют некоторые телепередачи и фильмы. Например, все мы помним «человека дождя» и аутичного паренька и фильма «Куб», одаренных в математике. Аутичный мальчик из фильма «Восхождение Юпитера» мог расшифровать сложнейшие коды, а аутичная девушка — героиня австралийского фильма «Под рояль» - обладает абсолютным слухом Погруженность в себя таких людей, их отрешенность от окружающего, некая тотальная автономность невольно вызывают интерес и даже восхищение. Часто в кинематографе такой романтический портрет дополняют хрупкое телосложение и тонкие черты лица. Но в реальной жизни аутичные дети совсем другие: беспомощные, зависимые от близких, социально неприспособленные, ведущие себя часто неадекватно. Даже если аутичный ребенок действительно одарен в музыке или в математике, это не поможет ему научиться жить самостоятельно.
Как помочь аутичному ребенку?
Аутичному ребенку нужно помогать строить свои отношения со сложным, изменяющимся, непредсказуемым окружающим миром. Помощь такому ребенку — это организация всей его жизни с продумывание каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими.
1. Организация жизненного пространства.
Необходимо позаботиться о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:
◦ Безопасность. В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и т. п.)
◦ Обеспечение комфорта и уюта: оформить комнату в приятных, неярких тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
◦ Наличие необходимого оборудования: парта или столик со стульчиком, разнообразные игрушки, детские книжки, материалы для творчества и т. д.
◦ Поддержание порядка. В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы и вещи должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он — необходимое условие жизни. Однако необходимо вводить время от времени новые приятные ребенку детали (повестиь на стену его рисунок, новые занавески и т. п.) Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, нужно отложить их, но обязательно через какое-то время попытаться вновь.
2. Режим дня ребенка.
Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение — это необходимое условие развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная и предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.
3. Выработка у ребенка бытовых навыков и постепенное их усложнение.
Стереотипы поведения — это совокупность способов взаимодействия аутичного ребенка с окружающей средой. Для выработки их в бытовых ситуациях можно использовать следующую последовательность:
1) сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием (от лиц взрослого и ребенка вместе. Например: «Ну-ка, наденем кофточку, пуговичку застегнем — вот так! Как хорошо у нас получилось!»), подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка)
2) постепенно, когда ребенок уже многому научился, его участие в происходящем увеличивается: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые он способен выполнить сам.
3) Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием.
При обучении ребенка стереотипам поведения следует соблюдать следующие правила:
- требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может и вы об этом точно знаете;
- соблюдайте принцип «от простого к сложному»;
- обучение требует постепенности; не старайтесь обучить всему сразу;
- при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждая ошибки;
- все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка должны действовать в одном ключе — схема действий (повторений одних и тех же шагов) должна быть во всех случаях одинаковой.
Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения. Залог успешной социализации в том, насколько способны измениться и избавиться от своих стереотипов окружающие его близкие люди.
Мир огромен, сложен, не напрасен.
Я – маленькая,но могу вместить его весь,
и ещё останется много места.
Какая же я великанша!
Соня Шаталова, 8лет (аутизм)