Их нередко называют маленькими инопланетянами – настолько эти дети непохожи на своих обычных, «нормальных» сверстников. Они отказываются общаться с окружающим миром привычными для нас способами – потому что видят его иначе, чем мы. Они могут быть очень разными: одни способны без видимого смысла часами крутить колечко от пирамидки, другие реагируют криком и агрессией на любую попытку установить с ними контакт, третьи не умолкая разглагольствуют на одну и ту же интересующую их тему – целыми днями говорят одно и то же, доводя родителей до исступления. Объединяет этих детей диагноз:  аутизм .

Что это такое?

Что знает обычный человек о загадочном синдроме «аутизм»? Большинство не знает ничего, а если кто-то что-то и слышал, то, вероятнее всего, его представления туманны и окружены романтическим ореолом- часто считают, что такие люди особо одарены в какой-либо области, что многие признанные гении были весьма странными, «аутичными» личностями. Такое представление формируют некоторые телепередачи и фильмы. Например, все мы помним «человека дождя» и аутичного паренька и фильма «Куб», одаренных в математике. Аутичный мальчик из фильма «Восхождение Юпитера» мог расшифровать сложнейшие коды, а аутичная девушка — героиня австралийского фильма «Под рояль» - обладает абсолютным слухом Погруженность в себя таких людей, их отрешенность от окружающего, некая тотальная автономность невольно вызывают интерес и даже восхищение. Часто в кинематографе такой романтический портрет дополняют хрупкое телосложение и тонкие черты лица. Но в реальной жизни аутичные дети совсем другие: беспомощные, зависимые от близких, социально неприспособленные, ведущие себя часто неадекватно. Даже если аутичный ребенок действительно одарен в музыке или в математике, это не поможет ему научиться жить самостоятельно.

Как помочь аутичному ребенку?

Аутичному ребенку нужно помогать строить свои отношения со сложным, изменяющимся, непредсказуемым окружающим миром.   Помощь такому ребенку — это организация всей его жизни с продумывание каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими.

1. Организация  жизненного пространства.

Необходимо позаботиться о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя  в безопасности. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:

◦   Безопасность.  В комнате не должно  быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и т. п.)

◦   Обеспечение комфорта и уюта: оформить комнату в приятных, неярких тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.

◦   Наличие необходимого оборудования: парта или столик со стульчиком, разнообразные игрушки, детские книжки, материалы для творчества и т. д.

◦   Поддержание порядка.  В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Все предметы и вещи должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он — необходимое условие жизни. Однако необходимо вводить время от времени новые приятные ребенку детали (повестиь на стену его рисунок, новые занавески и т. п.) Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, нужно отложить их, но обязательно через какое-то время попытаться вновь.

2. Режим дня ребенка.

Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение — это необходимое условие развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в  более целостную картину мира, а упорядоченная и предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.

3. Выработка у ребенка бытовых навыков и постепенное их усложнение.

Стереотипы поведения — это совокупность способов взаимодействия аутичного ребенка с окружающей средой. Для выработки их в бытовых ситуациях можно использовать следующую последовательность:

1)      сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием (от лиц взрослого и ребенка вместе. Например: «Ну-ка, наденем кофточку, пуговичку застегнем — вот так! Как хорошо у нас получилось!»), подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка)

2)      постепенно, когда ребенок уже многому научился, его участие в происходящем увеличивается: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые он способен выполнить сам.

3)      Ребенок действует по речевой  инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием.

При обучении ребенка стереотипам поведения следует соблюдать следующие правила:

  1. требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может и вы об этом точно знаете;
  2. соблюдайте принцип «от простого к сложному»;
  3. обучение  требует постепенности; не старайтесь обучить всему сразу;
  4. при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждая ошибки;
  5. все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка должны действовать в одном ключе — схема действий (повторений одних и тех же шагов) должна быть во всех случаях одинаковой.

Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения. Залог успешной социализации в том, насколько способны измениться и избавиться от своих стереотипов окружающие его близкие люди.

 

Мир огромен, сложен, не напрасен.

Я – маленькая,но могу вместить его весь,
и ещё останется много места.
Какая же я великанша!

 

Соня Шаталова, 8лет (аутизм)