Уважаемые родители!

    Это памятка, помощница в воспитании или своеобразная «шпаргалка» для родителя.

В каждодневной суете и текучке мы часто не успеваем остановиться, внимательно присмотреться, проанализировать и успеть понять: что происходит с нашими детьми,  какие  на данный момент есть  риски в жизненной ситуации ребенка. Вовремя распознать проблему  и  предпринять необходимые меры  – не это ли и является главной родительской задачей? В этом выпуске наших «шпаргалок» речь пойдет о некоторых из них. Надеемся, что материал будет Вам полезен.

Итак, поговорим  о рисках в воспитании.

 Интернет – зависимость.

  Сегодня интернет-зависимостью страдает каждый второй посетитель Интернета.  Эта зависимость приравнивается к алкогольной и наркотической зависимости (болезни) и при прогрессировании ведет к серьезным психическим нарушениям.   Игромания и зависимость от сети Интернет разрушает коммуникативные связи детей и подростков, искажает их половозрастное развитие, становится очень серьезным препятствием социальной адаптации.

    Профилактика  интернет-зависимости на данном этапе специалистами рассматривается как профилактика аддиктивного поведения.

   Аддиктивное поведение  - пагубная привычка, порочное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием, волевые усилия ослабевают, способность к противостоянию утрачивается, возникает аддикция.

   Как же предупредить этот процесс в развитии детей, избежать игромании, которая разрушительно сказывается на    восприятии окружающего мира и  на  поведение детей и подростков?

   Прежде всего, необходимо обладать знаниями, позволяющими распознавать человека, попавшего в группу риска интернет-зависимых людей.

   Наблюдения и анализ практического опыта  на протяжении нескольких лет позволил проследить  четыре стадии формирования интернет-зависимости:

1 стадия – заметное улучшение настроения или даже эйфория за компьютером;

-  трудность выхода из компьютерного процесса (пресловутое «сейчас»);

- ложь родителям о своей деятельности в их отсутствие дома;

- увеличение времени, проводимого он-лайн;

- навязчивое стремление вернуться к компьютеру, постоянно  проверять электронную почту;

- отсутствие хобби и  желания заниматься творчеством, спортом.

2 стадия – снижение мотивации к обучению и успеваемости в школе на фоне увеличения времени проводимого за компьютером;

- заметное ослабление памяти и внимания;

- речевая ограниченность;

- скудность собственных суждений о событиях в своей реальной жизни;

 - нежелание очно общаться со сверстниками вне школы;

- утрата способности фантазировать как начало процесса разрушения воображения (ценнейшей психической функции, обеспечивающей жизненный успех);

- «размытость» личностных границ (ограниченное, инфантильное представление о себе самом и о себе в мире);

- потеря аппетита, сухость глаз, покраснение глазного белка;

- повышенная нервная и физическая возбудимость.

3-я стадия – общее снижение интеллекта, трудности в выстраивании причинно-следственных связей;

- повышенная раздражительность, вспышки агрессивности и насилия, проявленная жестокость;

- непонимание чувств других людей, пренебрежительное отношение к родным и близким людям (отчуждение);

- отсутствие «видения» своего будущего, нарушение ориентации во времени; - потеря ценностных ориентиров;

- неряшливость, утрата способности ухаживать за собой;

- выраженная враждебность или явное равнодушие к окружающим, особенно к противоположному полу;

- частые недомогания (чаще головные и желудочные боли);

- страх перед некоторыми продуктами питания, резкое ограничение потребляемых продуктов (иногда это 3-4 наименования, при этом  продукты избираются строго одни и те же и только в определенной упаковке, так проявляется потеря базового доверия к миру и способность к жизнетворчеству);

4-я стадия – потеря связи с реальностью и такие  нарушения психики, при  которых  уже необходимо обращение у узким специалистам (невропатолог, сексопатолог, психиатр и  т.д.).

  Особо хочется остановиться на возрастных особенностях подростка. Подросткового возраста родители ждут с опаской и, к сожалению, с готовностью «противостоять, бороться, запрещать, наказывать».  Опыт показывает, что эта позиция неэффективна. Так что же это такое – родительская  помощь подростку?

   Подростковый возраст характеризуется появлением таких поведенческих реакций как:

- стремление к лидерству и  интриганство (подросток избирает себе референтную группу, компанию и апробирует в ней свои лидерские и человеческие качества);

-  коллекционирование и накопительство (диски с музыкой и кино, марки, значки и др.);

- интеллектуализирование («умничанье», чаще всего со сверстниками и родителями);

-  гиперсексуальность  ( подросток решает для себя вопрос «Какая я женщина или какой я мужчина?»).

Если внимательно проанализировать эти проявление, то становится очевидным, что подросток выполняет тяжелейшую возрастную работу: ищет себя, свои грани личности и это НОРМАЛЬНО. Другое дело, что  его «пробы» часто неудобны нам  взрослым или идут в разрез с общепринятыми нормами. Тут внимательный, мудрый и терпеливый родитель и становится помощником («навигатором», а не «судьей и кнутом») своему ребенку. Помощь будет действенной через анализ возникающих ситуаций, обращение в «родовую ценностную сокровищницу» через рассказывание семейных историй, через выражение безусловной любви и совместных мечтаний о «светлом» будущем, через договоренности и доверие, через признание права на ошибку и права выбора, на самостоятельность и собственную ответственность. И так снова и снова…

  В контексте нашей беседы мы обратились к важности возрастных переживаний потому, что если «компьютеромания» подменит проживание возрастных событий, то развития личности на этом этапе не случится. Как известно, природа не терпит пустоты: что не заполнится по законам человеческого бытия, то заполнит НЕЧТО.  Компьютер съест личность.

Как этого не допустить?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

  1. Рассказывать ребенку об опасностях «компьютеромании».
  2. Строго контролировать время «общения» ребенка с компьютером, рекомендуемое время – то 40 до 80 минут в день (родитель решает сам, ориентируясь на возраст и состояние здоровья ребенка).
  3. Родителям отдавать себе отчет: может мне самому удобно, что ребенок часами просиживает за компьютером, поэтому я подсознательно                                                         не контролирую это время? (одна из форм пренебрежения родительскими обязанностями)
  4. Ни в коем случае не использовать компьютер ни как средство поощрения, ни как средство наказания. Приучать ребенка к отношению к компьютеру как к инструменту (как к пишущей ручке, блокноту, холодильнику или стиральной машине и т.д.), как, если хотите, к слуге. Просто 40 минут в день по усмотрению ребенка и согласования со взрослым использование этого времени на игры, он-лайн или поиск полезной информации, то есть снимаем эмоциональные привязки к компьютеру – ни особой радости с ним, ни угнетенности без него. 
  5. Поощрять занятия спортом и творчеством.
  6. Вводить семейные ежедневные ритуалы – вечернее чаепитие полезных травяных чаев (фитотерапия), прием витаминов.
  7. Ежедневные спокойные, доброжелательные беседы о прожитом дне не с целью критики, а с целью поддержки, договоренностей и планирования следующего дня.
  8. Всей семьей делать гимнастику для глаз (это весело!).
  9. Ежегодно делать общий и специальный массаж (профилактика физиологических нарушений и «размывания» личностных границ).
  10. Обращаться к психологу в случае, если вас беспокоят проявившиеся симптомы и не получается справиться с этим самостоятельно.

     Специалист вместе с вами будет способствовать созданию таких условий, при которых ваш ребенок станет более  стрессоустойчивым,  самостоятельным и ответственным. И тогда у ребенка не возникнет желания  уходить от реальности, а трудности будут восприниматься как  препятствия, которые нужно преодолевать и совсем не обязательно в одиночку.

 

Психоактивные вещества (далее ПАВ - алкоголь, табак, наркотические средства).

Среди факторов риска употребления ПАВ  обучающимися основными принято считать  такие как:

  • Принятие в обществе употребления алкоголя, табака как приемлемого явления, их доступность.
  • Слабый тип характера с несформированными навыками противостояния влиянию извне.
  • Ослабленная стрессоустойчивость, долгое нахождение в тяжелой жизненной ситуации, наличие психотравмы.
  • Нарушение взаимоотношений в семье (моральное давление, жестокое обращение, завышенные требования).
  • Низкий статус в среде сверстников.
  • Антисоциальное окружение.

 

      Сюда же следует отнести антипедагогические действия как со стороны родителей, так и педагогов (запугивание, подрыв веры в свои силы, оскорбления, эмоциональное насилие и т.д.). Такие проявления у родителей и педагогов могут возникать как по причине низкой психолого-педагогической компетентности, так и в силу накопления собственных стрессовых состояний.

  

Признаки, по которым можно определить, что ребенок принимал наркотические вещества.

 Есть прямые признаки и признаки, которые, как правило, сопутствуют зависимости.

 Сопутствующие признаки проявляются в образе жизни подростка:

- ложь во взаимоотношениях;

- проблемы с учебой, пропуски занятий;

- воровство.

  Стоит также обратить внимание на компании, в которых ребенок проводит время.

Прямые признаки зависят от того, какое вещество, как часто употребляется и в какой фазе употребления. Существуют такие препараты, употребление которых может пройти незаметно. Но наблюдательные родители всегда обнаружат изменения в физическом поведении. Например:

-слишком быстрая или слишком медленная или  растянутая речь;

-заплетаются ноги, движения разбалансированы;

-подросток засыпает на ходу (если это опиатная группа наркотиков или аптечные таблетированные препараты, имеющие седативные свойства);

– очень маленький зрачок, не реагирующий на свет;

-  очень широкий зрачок, практически на весь глаз, и тоже не реагирует на свет;

- в доме без вашего ведома  появляются капли для глаз. ( Часто подростки пытаются скрыть следы употребления, используя капли для глаз, возвращающие зрачок к нормальному состоянию, но он все равно перестает реагировать на свет);

- бессонница в течение нескольких дней, а после этого – длительный, около 18-20 часов, сон (при употреблении психотропных наркотиков);

- красные глаза (при употреблении марихуаны, опять же, при помощи капель можно легко убрать красноту);

- сухость во рту от употребления некоторых препаратов;

- изменение аппетита (при употреблении конопли аппетит увеличивается, особенно на сладости, при опиатной или психотропной форме веществ наблюдается полное отсутствие аппетита).

  Любые отклонения от обычных нормальных форм поведения или общения должны вызвать тревогу у внимательных родителей. И если ребенок прячет глаза, то всегда имеет смысл в них заглянуть. Чтобы однозначно сказать, употреблял ли ребенок какие-либо вещества, существуют несложные тест-системы. Они свободно продаются в аптеках и позволяют, в зависимости от вида системы, определить в домашних условиях, употреблял ли подросток наркотики и, даже, какой конкретно вид веществ он употреблял.

 Позиции родителей, не решающие, а лишь усугубляющие проблему:

1. Жесткий контроль. К сожалению, родителям, которые тревожатся за свое чадо, тяжело не контролировать напрямую. Они следят за ребенком, проверяют карманы, осматривают вены – это действия, совершаемые автоматически. Однако, когда проблема в семье уже возникла, никакой контроль не обеспечит отказа подростка от употребления, он приведет лишь к тому, что подросток будет более агрессивно настроен, отдалится от родителей, станет надежнее прятать следы.

2.Осуждающая реакция. Что бы вы ни узнали от ребенка, нужно найти силы принять это без осуждения. Иначе ваш ребенок будет скрывать информацию о себе, и проблема не решится.

3.Военные действия. Часто родители, когда узнают, что их ребенок в компании что-либо пробовал, начинают звонить родителям других детей, выяснять отношения, запрещают общаться с друзьями, тем самым больно раня подростка, выставляя его ябедником или посмешищем. Эти действия явно не располагают к тому, чтобы ребенок мог довериться родителям в любой ситуации.

4. Покрывательство. К примеру, если по факту употребления наркотиков открывается на подростка уголовное дело, родители кидаются решать его проблемы: платить взятки и т.д. Нести ответственность за поступки ребенка неправильно. В этот момент у ребенка появляется иллюзия, что проблемы не существует.

5. Игнорирование проблемы. На начальном этапе употребления большинство взрослых не видят в этом проблемы, ими это воспринимается как блажь, которую ребенок перерастет. Опять же, каждому родителю очень хочется верить, что их ребенок хороший и с ним не может ничего подобного произойти. И все же бить тревогу можно начинать уже тогда, когда ребенок начал просто курить сигареты, поскольку даже это является проявлением химической зависимости. Имеет смысл обратить внимание и пытаться каким-то образом налаживать взаимоотношения с ребенком, пытаться донести, что ему это не нужно, хоть он имеет право на такой выбор. То же самое и в случае употребления алкоголя.

 Что делать, когда факт употребления наркотиков налицо.

1. Быть ближе к ребенку. Не обследуя карманы, а пытаясь наладить с ним доверительные взаимоотношения.

2. Посещать психолога стоит уже тогда, когда у подростка возникли проблемы с учебой, с взаимоотношениями со сверстниками и с родителями. Причем заниматься с психологом необходимо родителям. В подростковом возрасте идет перестройка организма, жизненных ценностей и взглядов. Подросток остро нуждается в родителях: не в осуждении и оценке, а в принятии и поддержке. И если родители не смогли построить доверительные взаимоотношения, при которых ребенок знает, что его семья – это то место, где его принимают, любят, готовы посочувствовать и поддержать, тогда психолог поможет наладить взаимоотношения и справиться с проблемой, пока она не зашла слишком далеко.

3.Убедить лечиться, если зависимость уже есть. Есть дети, которые уже в 14 лет находятся в серьезной зависимости, и только общением с психологом излечить такую зависимость не удастся. Они нуждаются в интенсивном медикаментозном лечении и реабилитации. Важно знать, что лечение наркомании – дело добровольное, но родители должны искать способы уговорить ребенка лечиться.

 4. Проводить определенную интервенцию в семье по ограничению ребенка в возможностях употреблять наркотики: лишение финансовых средств, ограничение доступа к ценным вещам и т.д.

     Но не нужно забывать, что никакая изоляция не поможет, если родители не будут работать над собой и менять линию поведения.

Здесь хочется громко заявить: Родители и  педагоги! Проявляйте заботу о своем психическом здоровье. Дети нуждаются в нас, во взрослых. Только здоровая личность может взрастить здоровую личность.  Давайте  помнить о центральной идее  в  воспитании:   в  е  р  а     в    с  е  б  я.  Делайте все, чтобы наши дети поверили в себя, в доброту окружающего их мира, в то, что их любят не за то, что они учатся хорошо и послушны, а за то, что они просто есть и они наши сыновья и дочери. Это то, что мы называем    л  ю  б  о  в  ь     б  е  з  у  с  л  о  в  н  а  я.

Рекомендации подготовлены специалистами  МБУ ОО ЦППМС «Гармония».

Обратиться за помощью в трудных воспитательных ситуациях Вы можете  в муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» по адресу: г. Новочеркасск ул. Комитетская 115/26, телефон для справок и предварительной записи: 22- 60 – 16.